Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, в том числе приспособленное для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Школа имеет достаточную материально-техническую базу, которой соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и задачам образовательной программы школы.
Для осуществления образовательной деятельности в школе имеется 3 учебных кабинета:
— начальные классы — 2, русский язык и литература — 1.
в 2022 году в школе открыт центр "Точка роста".
Создание Центра «Точка роста» предполагает комплекс условий по оснащению образовательных организаций оборудованием , расходными материалами , средствами обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям «Естественнонаучные предметы» образовательных программ общего образования естественнонаучной и технологической направленностей. На базе МБОУ "Троицкая СОШ" Орловского муниципального окргуа был произведён ремонт двух кабинетов.
В состав стандартного комплекта оборудования МБОУ "Троицкая СОШ" Орловского муниципального окргуа получило следующие средства обучения:
Естественнонаучная направленность:
1. Физика:
Цифровая лаборатория ученическая (физика) 2 шт;
2. Биология:
Цифровая лаборатория ученическая (биология) 2 шт;
3. Химия:
Цифровая лаборатория ученическая (химия) 2 шт.
Компьютерное оборудование
- ноутбук 3 шт;
- МФУ 3 шт;
- компьютерная мышь 3 шт.
Инфраструктура Центра будет использоваться как общественное пространство для развития цифровой грамотности школьников, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Учебные кабинеты и учебные классы оснащены необходимым оборудованием: дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующие требованиям для реализации базового уровня общего образования и качественной организации учебно-воспитательного процесса.
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в кабинете информатики и библиотеке. Школьники имеют возможность работать в сети Интернет как на уроках так и во внеучебное время для выполнения учебных задач. В распоряжении учащихся: 5 персональных компьютеров и 14 портативных компьютеров в кабинете информатики. Все компьютеры имеют выход в сеть Интернет, с использованием средств контентной фильтрации информации (осуществляется провайдером информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» ПАО "Ростелеком" с использованием единой сети передачи данных (ЕСПД) доступа к государственным, муниципальным, иным информационным системам в рамках государственного контракта № 071/24/1 от 07.02.2024).
Для детей с ОВЗ и инвалидов классные комнаты в недостаточной степени укомплектованы коррекционно-развивающим оборудованием, наглядными пособиями, позволяющими осуществлять образовательную деятельность.
Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной литературой, программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплектом для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет создать условия для качественной реализации основных и адаптированных программ НОО, ООО и программ дополнительного образования.
Приобретены и используются в учебном процессе множительная и копировальная техника, аудио аппаратура, мультимедийное оборудование. Все компьютеры подключены к сети Интернет и объединены локальной сетью. Используется лицензионное програмное обеспечение.
Все учебные кабинеты оснащены современной школьной мебелью, которая соответствует СанПин..
Библиотека расположена в здании школы. В ней имеется 4264 экземпляра учебной, методической и художественной литературы. Работу по обслуживанию читателей осложняет отсутствие читального зала и книгохранилища.
Библиотека работает по плану, который является частью общешкольного плана работы, утвержденному директором.
Режим работы библиотеки с 10.00 до 14.00 ежедневно. Выходной: суббота, воскресенье.
В школе отсутствует спортивный зал. Уроки физкультуры проводятся на спортивной площадке.
В 2018 году установлено спортивное оборудование на школьной спортивной площадки.
В школе имеется учебно-опытный участок.
Школьный учебно-опытный участок организуется в целях:
- воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству;
- обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся;
- успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам;
- приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений.
На школьном учебно-опытном участке проводится работа с учащимися 2-4 классов и 5-9 классов в соответствии с программами трудового обучения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, летняя трудовая практика школьников, природоохранительная работа. Режим труда школьников определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленными санитарно-эпидемическими правилами и нормативами. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами, планами и объемами работ.
В здание школы обеспечивается необходимый тепловой и световой режим.
Учащиеся школы обеспечены бутилированной питьевой водой.
В здании учреждения расположена школьная столовая с обеденным залом на 16 посадочных мест, общей площадью 38 кв. м
Пищеблок столовой находится в помещении дошкольной группы и соответствует нормам СанПиНа.
Обучающиеся с особенностями здоровья (сахарный диабет, пищевые алергии) в МБОУ "Троицкая СОШ" Орловского муниципального округа отсутствуют.
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, воспитанников дошкольной группы, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с БУЗ Орловской области «Плещеевская центральная районная больница». Основной задачей медицинского персонала является контроль динамики здоровья и развития учащихся, организация комплекса гигиенических, санитарно- противоэпидемических и лечебно- оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения. В нашем учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. Осуществляется проветривание кабинетов, ежедневная влажная уборка кабинетов и рекреаций. В период эпидемий школа переходит на особый режим функционирования, соблюдая строгие меры профилактики. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется оздоровление обучающихся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения.
Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры всех обучающихся и воспитанников дошкольной группы, которые проводит БУЗ Орловской области «Плещеевская центральная районная больница». Особое внимание уделяется диспансеризации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения, опекаемых учащихся и детей из семей, попавших в трудную семейную ситуацию.
В целях охраны здоровья обучающихся, воспитанников дошкольной группы школа создает условия для:
- оказания первой медико-санитарной помощи;
- прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
- безопасного пребывания в образовательной организации;
- профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т. д.;
- проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).
Для обеспечения безопасности пребывания детей и сотрудников в школе смонтирована и исправно функционирует автоматическая пожарная сигнализация, «Тревожная» кнопка, кнопка вызова полиции. Средства огнетушения и электробезопасности имеются в достаточном количестве, в соответствии с требованиями проверяются, ремонтируются или подлежат замене.
Территория школы благоустроена, озеленена, разбиты цветники, имеется школьный сад, пришкольно-опытный участок, ежегодно подсаживаются новые кустарники и деревья.
В школе функционирует дошкольная группа (деятельность временно приостановлена, всвязи с отсутствием воспитанников), которая оснащена в соответствии СанПиН ДО. В 2020 году на территории дошкольной группы установлено игровое, спортивное оборудование, проведена полная замена ограждения территории.
Работа по укреплению материально-технической базы ведется целенаправленно и планомерно и соответствует требованиям продуктивного функционирования образовательной организации.
Состояние материально-технической базы и содержание зданий школы, дошкольной группы в основном соответствует санитарным нормам и пожарной безопасности. Ежегодно в учреждении проводятся косметический, текущий ремонт кабинетов и классов, инженерных коммуникаций, благоустройство территории.
В помещении школы оборудованы теплые санитарно-бытовые помещения, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, установлен пандус.
Информационно-образовательные ресурсы
Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа») | |
Библиотека цифрового образовательного контента |
|
Учи.ру | |
Доступная среда
Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно.
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В результате в ОУ будут созданы условия, гарантирующие возможность:
·достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;
·использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
·адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей);
·индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
·целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
·выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;
·включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
·включение детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
·использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ;
·взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.
Организационно-педагогическое обеспечение
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного процесса
Для успешной организации работы с детьми-инвалидами ОУ укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогические работники прошли специальные курсы повышения квалификации обладают необходимыми знаниями в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической баз, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование. Изменений требуют вход в школу, внутреннее пространство, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение, специальное оборудование (по необходимости), гигиенические требования.
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
·санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
·возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
·санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребёнка и т.д.);
·пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.
Формирование доступной среды в ОУ включает изменение архитектурной среды школы.
Для детей с ОВЗ и инвалидов классные комнаты в недостаточной степени укомплектованы коррекционно-развивающим оборудованием, наглядными пособиями, позволяющими осуществлять образовательную деятельность.
Инклюзивное образование
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (с последними изменениями)